Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Школа пациента: специалисты ТФОМС отвечают на актуальные вопросы

20.08.2018

Имеет ли право пациент самостоятельно выбирать поликлинику, в которой он хочет наблюдаться?

Выбор осуществляется пациентом самостоятельно или через своего законного представителя путем подачи заявления в выбранную пациентом медорганизацию.

Данное право предоставляется в соответствии со статьей 16 главы 4 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и статьями 21, 22 главы 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Порядок выбора гражданином медицинской организации определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 № 406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

33493709e943587c60a011656d46b1a3.jpegСколько раз в год пациент имеет право менять поликлинику и лечащего врача?

Для получения медицинской помощи в поликлинике застрахованное лицо выбирает медицинскую организацию не чаще, чем один раз в год, за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания. То есть, если гражданин меняет место фактического пребывания, то он имеет право выбрать другую поликлинику чаще, чем раз в год. В этом случае гражданин обращается в выбранную им поликлинику с соответствующим заявлением. Если гражданин не меняет своё место жительства/пребывания, то выбрать другую поликлинику он сможет только через 12 месяцев с даты подачи заявления о выборе поликлиники, к которой он прикреплён в настоящее время.

При выборе или замене медицинской организации пациент осуществляет выбор участкового врача (врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики или семейного врача) с учетом согласия врача. Выбор врача участковой службы также осуществляется не чаще, чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации). Это право закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 21 «Выбор врача и медицинской организации».

Имеет ли право врач отказать в приеме, если пациент не с его участка?

Если пациенту требуется экстренная медицинская помощь, он имеет право обратиться в любую медицинскую организацию независимо от прикрепления, где его направят в кабинет неотложной помощи либо к дежурному врачу. Таким образом, медицинская помощь будет оказана, но не обязательно тем специалистом, к которому пришел/записался пациент.

Если гражданину не требуется экстренная помощь, то его направят к врачу, обслуживающему его участок.

0868871f6dbb90de950e2efbd0e5ab21.jpgПациент приобрел квартиру в новом районе, но до сих пор прикреплен к старой поликлинике. У него поднялась температура, он вызывает врача на дом из старой поликлиники, но на новый адрес. Может ли в этом случае врач не приехать на прием?

Высокая температура относится к состояниям, требующим оказания неотложной медицинской помощи. Неотложная помощь оказывается безотлагательно, отказ не допускается (см. пункт 3). При высокой температуре целесообразнее всего будет вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Далее, при локализации неотложного состояния, пациент сможет осуществить выбор: либо самостоятельно обратиться в свою поликлинику по прежнему месту жительства для получения лечения, либо сменить медорганизацию и обратиться с заявлением о выборе (в связи со сменой места жительства) в ближайшую поликлинику и получить назначения по новому месту пребывания.

Куда обращаться пациентам при отказе в оказании медицинской помощи?

По всем вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи по полису ОМС, пациенты могут обращаться к страховому представителю страховой медицинской организации. Именно страховые представители осуществляют сопровождение граждан на всех этапах оказания медицинской помощи. Адреса и контакты страховых компаний размещены на официальном портале ТФОМС Оренбургской области www.orenfoms.ru в разделе «Информация».

DSC09367.JPGКроме того, застрахованные лица всегда могут проконсультироваться со специалистами фонда по интересующим вопросам, уточнить телефоны «горячих линий» страховых компаний по бесплатному номеру контакт-центра ТФОМС: 8-800-100-56-03. Звонки принимаются по будням с 09:00 до 18:00.

Подать обращение в ТФОМС можно двумя способами: в письменном виде (лично или по почте) или воспользовавшись разделом «Сервисы» – «Подача обращения» на портале www.orenfoms.ru.

Если больница/поликлиника нарушила правила медицинского страхования, что им за это грозит?

На основании Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые компании осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в рамках программ обязательного медицинского страхования.

По результатам медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи на лечебное учреждение могут быть наложены финансовые санкции.



Возврат к списку